МКДОУ «Детский сад комбинированного вида «Ласточка»

Серия конспектов занятий

 для детей 4 – 5 лет (средняя группа)

по теме

«Развитие творческих способностей детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования»

Фаттахова Наталья Анатольевна, воспитатель

 

Варгаши  2015

 

Пояснительная записка

Тема моей работы «Развитие творческих способностей детей среднего возраста через нетрадиционные техники рисования». В методической разработке представлена серия конспектов занятий по рисованию и фотографии, где показан итог – продукты деятельности детей. Данный методический материал рекомендую использовать педагогам дошкольных учреждений на занятиях рисования в средней группе детского сада.

Представленный материал относится к образовательной области «Художественно- эстетическое развитие», рассчитан на детей от 4 до 5 лет.

 

Нетрадиционные техники рисования для детей 4-5 лет

 

«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской ручке, тем умнее ребенок»

В.А.Сухомлинский

Дошкольное детство – очень важный период в жизни детей. Именно в этом возрасте каждый ребенок представляет собой маленького исследователя, с радостью и удивлением открывающего для себя незнакомый и удивительный окружающий мир. Чем разнообразнее детская деятельность, тем успешнее идет разностороннее развитие ребенка, реализуются его потенциальные возможности и первые проявления творчества.

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение ее начинается уже в дошкольном возрасте. Наиболее эффективное средство для этого изобразительная деятельность детей в детском саду. Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка.

В процессе рисования у ребёнка совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, эстетические эмоции, художественный вкус, творческие способности.

Нужно отметить, что почти все дети рисуют. А это значит, что в дошкольном возрасте рисование должно быть не самоцелью, а средством познания окружающего мира. Рисуя, ребёнок развивает определённые способности: зрительную оценку формы, умение ориентироваться в пространстве, чувствовать цвета. Развиваются также специальные умения и навыки: зрительно-моторная координация, свободное владение кистью руки, что очень поможет будущему школьнику. Кроме того, занятия по рисованию доставляют детям радость, создают положительный настрой.

Поэтому тему свою считаю актуальной.

Целью моей работы  является развитие интереса у детей дошкольного возраста к использованию нетрадиционных средств и техник рисования.

 

Задачи:

  1. 1. Знакомить детей среднего дошкольного возраста с нетрадиционными способами рисования,  формировать интерес к изобразительной деятельности;

2.Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами: листья деревьев, ватные диски и палочки, спонжи…

3.Побуждать воспитанников  самостоятельно  применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и т.д).

Рисование нетрадиционными способами, увлекательная, завораживающая деятельность, которая удивляет и восхищает детей. Важную роль в развитии ребёнка играет развивающая среда. Поэтому при организации предметно – пространственной развивающей среды учитывала, чтобы содержание носило развивающий характер, и было направлено на развитие творчества каждого ребёнка в соответствии с его индивидуальными возможностями, доступной и соответствующей возрастным особенностям детей. Сколько дома ненужных интересных вещей (зубная щётка, расчески, поролон, пробки, пенопласт, катушка ниток, свечи и т.д). Гуляя с детьми на прогулке, обращаю их внимание на то, сколько вокруг интересного: палочки, шишки, листочки, камушки, семена растений. Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «нельзя», можно рисовать чем хочешь и как хочешь, и даже можно придумать свою необычную технику. Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.

Проведение занятий с использованием нетрадиционных техник рисования:

  • способствует снятию детских страхов;
  • развивает уверенность в своих силах;
  • развивает пространственное мышление;
  • учит детей свободно выражать свой замысел;
  • побуждает детей к творческим поискам и решениям;
  • учит детей работать с разнообразным материалом;
  • развивает чувство композиции, ритма,  колорита,  цветовосприятия;       чувство фактурности и объёмности;
  • развивает мелкую моторику рук;
  • развивает творческие способности, воображение и  полёт фантазии.
  • во время работы дети получают эстетическое удовольствие.

Проанализировав рисунки дошкольников,  пришла к выводу – необходимо облегчить навыки рисования, ведь даже не каждый взрослый сможет изобразить какой-либо предмет. В процессе проведения занятий заметила, что использование нетрадиционных техник рисования повысило интерес дошкольников к  рисованию. Существует много техник нетрадиционного рисования, их необычность состоит в том, что они позволяют детям быстрее достичь желаемого результата.

Опыт работы показал, что овладение нетрадиционной техникой изображения доставляет дошкольникам истинную радость, если оно строиться с учетом специфики деятельности и возраста детей.

Успех обучения нетрадиционным техникам во многом зависит от того, какие методы и приемы использует педагог, чтобы донести до детей определенное содержание, сформировать у них знания, умения, навыки.

Обязательно необходимо использовать игровые приёмы, сказочные образы, эффект неожиданности, и, конечно, не следует забывать про наличие материалов для творчества и возможность в любую минуту действовать с ними. Всё это помогает мне заинтересовать ребят, настроить их на творческую деятельность.

Во многом результат работы ребёнка зависит от его заинтересованности, поэтому на занятии важно активизировать внимание дошкольника, побудить его к деятельности при помощи дополнительных стимулов. Такими стимулами могут быть:

  •  игра, которая является основным видом деятельности детей;
  • сюрпризный момент – любимый герой сказки или мультфильма приходит в гости и приглашает ребенка отправиться в путешествие;
  • просьба о помощи, ведь дети никогда не откажутся помочь слабому,  им важно почувствовать себя значимыми;
  • живая, эмоциональная речь воспитателя.

Ребенку необходимо помочь научиться различным способам рисования, дать понятие о разных техниках изображения.

Каждая из этих техник – это маленькая игра. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, непосредственнее, развивает воображение, дает полную свободу для самовыражения.

Для каждого возраста придерживаюсь разных вариантов приемов нетрадиционного рисования, начиная от простого и постепенно переходя к более сложному.

Ожидаемые результаты:

  1. 1. Дети знакомы с нетрадиционными способами рисования,  сформирован интерес к изобразительной деятельности;
  2. 2. Дошкольники владеют простейшими техническими приемами работы  с различными изобразительными материалами.
  3. 3. Воспитанники применяют самостоятельно  нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, ладошками, ватными палочками и т.д).

КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ.

«Пушистый котёнок».

Тычок жёсткой полусухой кистью.

Жёсткой кистью можно рисовать с детьми любого возраста. Этот способ рисования используется для получения необходимой фактуры рисунка: пушистой или колючей поверхности. Для работы потребуется гуашь, жёсткая большая кисть, бумага любого цвета и размера. Ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально. При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон.

Такой способ рисования позволяет придать рисунку нужную выразительность, реалистичность, а ребёнку получить удовольствие от своей работы.

Цель занятия: помочь детям освоить новый способ изображения – тычок жёсткой полусухой кистью, позволяющий наиболее ярко передать изображаемый объект, характерную фактурность его внешнего вида (объём, пушистость).

Материал для занятия: альбомный лист, с нарисованным контуром котёнка, жёсткая кисть для клея «Щетина» №8, гуашевые краски, салфетки, картинки кошек, конверт с фото котенка.

Ход занятия:

  1. Воспитатель:  Сегодня к нам придет одна гостья. Хотите узнать, кто это? Тогда отгадайте мою загадку:

«Хвост пушистый и усы…

Нет приятнее красы!

Лапки – мягкие подушки,

Кверху поднятые ушки.

Ну. Подумайте немножко.

Догадались? Это… (кошка).»

  1. - Правильно! Расскажите о кошке? Какая она? Она пушистая, у неё четыре лапки, пушистый хвостик и длинные усы. Я сегодня поведу вас на выставку кошек, и мы их поближе рассмотрим.  Посмотрите, какие кошки. Красивые? Они все разные. И пушистые, и гладкие, худые и толстенькие, весёлые и грустные.

-Ребята, наши пальчики хотят поиграть в кошек.

Пальчиковая гимнастика «Кошки»

Развитие мелкой моторики

Раз, два, три, четыре!
В нашем доме кошки жили
Кошки с мячиком играли,
Кошки молоко лакали
Кошки коготки точили,
Мышек сереньких ловили.
Скользящие удары ладонями друг о друга
Поочередно выдвигают вперед то одну руку , то другую.
Соединяют пальцы рук
Подносят ладошки «блюдца» к лицу и языком имитируют лакание.
 

Легко царапают колени.
Хлопок ладошками.

 

– Вы слышите, кто-то стучится! Это письмо от моей знакомой кошки Мурки. Тут написано, что у Мурки потерялись котята! А что ещё в конверте? Это же  фотография одного из ее котят. Посмотрите на котенка. Что можно сказать о нем? Какой он? Каким он цветом?  Дети, что же мы можем сделать для Мурки? Как мы можем ей помощь? Мы можем нарисовать котят и повесить рисунки в приемной и будем всех спрашивать: не видел ли кто-нибудь этих котяток? Мы обязательно поможем Мурке. Вы видите, на столах лежат не законченные рисунки. Сделаем наших котят пушистыми. Сегодня  кисточка будет работать по особенному: станет прыгать вверх и вниз. Посмотрите, показываю. Беру кисточку, обмакиваю ее в воду, затем лишнюю воду вытираю об губочку, набираю на кисточку оранжевую краску — у меня котенок будет рыжим и начинаю по контру рисовать прыгающей кисточкой вот-так — вверх—вниз. И таким же способом закрашиваю всего котенка, не оставляя белого места на нем, чтобы он получился таким пушистым. Вот какой пушистый котёнок получился.

– Физкультминутка. А давайте поиграем немного «Зарядка для котят»

  1. Утром солнышко проснулось (Руки вверх – круг)
    Встали и котята (Ручки на голове – показ ушки вперед-назад )
    Маме улыбнулись (Небольшой наклон вперед, указательные пальцы обеих рук к уголкам губ – показ улыбки)
    Вышли на зарядку (Маршируем на месте)
    2. Мыли, мыли, мыли лапки (Моем ручки, наклонясь вперед)
    Причесали все усы!
    Мыли, мыли, мыли ушки (Указательными пальцами крутим возле ушек, морщимся)

Мыли брюшки малыши (Двумя руками гладим животик)
3. А потом они гуляли (Пошли по кругу)
Дружно ножками шагали
Дружно ножками шагали
С мамой солнышко встречали (Руки вверх – круг)

 

-Запомнили, как рисовать? Вы, ребята, постарайтесь, чтоб все котята получились красивые и пушистые. Котята бывают разного цвета. Какую краску вы видите на столах? (оранжевую, черную, коричневую и серую).

 

-Молодцы! Начинаем рисовать. (Самостоятельная работа детей, индивидуальная помощь )

– Какие вы молодцы! Мама кошка обязательно найдёт всех своих котят. Ваши котята получились пушистыми, весёлыми. Давайте всем дадим имена (Пушок, Уголёк, Мурзик, Муся, Барсик, Тишка, Черныш, Васька).

III. – Ой, ребята, вы слышите? По-моему там кто-то пришёл! Кто здесь мурлычет? Смотрите, это же Мурка к нам пришла! Мурке понравилось, как вы  красиво нарисовали её котят. Теперь она их обязательно найдёт и у них всё будет хорошо!

 

Использованная литература

  1. Комарова Т.С. Занятия по изобразительной деятельности в детском саду: Кн. для воспитателя дет. сада. 3-е изд., перераб. и доп. – М.: Просвещение, 1991. – 176 с.
  2. Рисование с детьми дошкольного возраста: Нетрадиционные техники, планирование, конспекты занятий/ Р.Г.Казакова, Т.И.Сайганова, Е.М.Седова, В.Ю.Слепцова, Т.В.Смагина. – М.: ТЦ Сфера, 2005; А-59

 

Тема: « Пятнышки для жирафа»

Рисование ватными палочками

Рисование ватными палочками можно назвать одним из видов пуантилизма. Пуантилизм – это уникальное течение в живописи, которое в переводе с французского языка означает «писать по точкам». Картины такого плана писали многие художники. Например, шедеврами признаны картины Жоржа Сёра. Он считается основателем этой техники. Рисование ватными палочками – весьма необычная техника, интересная не только младшим школьникам, но и малышам, которые только-только знакомятся с различными инструментами для живописи.

Цель: формирование представлений детей об экзотических животных жарких стран, средствами  нетрадиционной техники рисования.

Задачи: Воспитывать интерес к животным, желание изобразить их, передавая характерные особенности:  форму, окраску, строение. Продолжать учить детей работать с нетрадиционными техниками. Вызвать радость и интерес рисовать аккуратно, набирать краску, после окончания работы пользоваться салфеткой. Радоваться работе сверстников. Вызвать сочувствие и желание помочь персонажу.

Материал: гуашь, салфетки, картинки с изображением жирафа, игрушка жираф,  аудиозапись песни “Чунга-чанга”.

Ход занятия:

– Ребята, сегодня к нам в гости пришёл жираф (показываю картинку, на которой изображено данное животное).

Вот посмотрите, какой он красивый, высокий, какая у него длинная шея. Вы знаете, жираф к нам пришёл из далёкой Африки, шёл он очень долго именно, а знаете, зачем он к нам так торопился?

А вот посмотрите (достаю картинки с жирафами) у всех его братишек и сестрёнок, папы и мамы, у всех его знакомых и друзей есть пятнышки, а у него нет. Жирафик хочет быть таким как все, поэтому и спешил к нам, что бы попросить у нас помощи.

Пальчиковая гимнастика «У Жирафов…».

У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде.
У жирафов пятна, пятна, пятна, пятнышки везде. 
Хлопаем по всему телу ладонями. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде.
У слонов есть складки, складки, складки, складочки везде. 
Щипаем себя, как бы собирая складки. 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела.

А у зебры есть полоски, есть полосочки везде.
А у зебры есть полоски, есть полосочки везде. 
Проводим ребрами ладони по телу (рисуем полосочки) 

На лбу, ушах, на шее, на локтях,
На носах, на животах, на коленях и носках. 
Обоими указательными пальцами дотрагиваемся до соответствующих частей тела

Дети садятся на свои места.

 

-А мне кажется, мы сможем ему помочь. Давайте попробуем жирафу пятнышки краской нарисовать. А рисовать мы будем не кистью, а ватными палочками.

-Показываю как, смотрите, я окунаю палочку в краску, вот так и рисую пятнышки, примакивая ее к телу жирафа вот так. Здорово, правда!

– Теперь попробуйте сами. Молодцы!

Посмотрите, какой чудесный жирафик у нас получился. А теперь возьмём салфеточку и вытрем наши пальчики (можно использовать влажные салфетки, что бы хорошо удалить краску). После этого достаю игрушку жирафа и дальше занятие провожу с ним.

-Ребята, жирафику очень понравились пятнышки, которые вы нарисовали. И поэтому он приготовил вам сюрприз.

-Что это?!

(Мыльные пузыри)

– Жираф предлагает нам поиграть с мыльными пузырями. Я буду дуть мыльные пузыри, а вы будете их ловить. (Включаю песню “Чунга-чанга” и под музыку проводится игра)

-Ну, вот вы, наверное, устали, давайте с вами чуть-чуть отдохнём и попрощаемся с жирафом, ему пора возвращаться в Африку.

Список литературы

  1. Давыдова Г.Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М.: Издательство Скрипторий 2003, 2007. – 72 с.
  2. Лыкова И.А. Изобразительная деятельность в детском саду– М.: Сфера, 2011. – 200 с.
  3. Нетрадиционные техники рисования [Электронный ресурс]: http://prepodavanie.narod.ru/p11.htm
  4. Рузанова Ю.В. Развитие моторики рук в нетрадиционной изобразительной деятельности. – М.: Сфера, 2010. – 256 с.

 

«Новогодняя открытка»

(Рисование с помощью трафарета, ватных тампонов и ватных палочек)

 

Рисование с помощью трафаретов — это увлекательное занятие, которое нравиться не только малышам, но и детям постарше. Возможно, кто-то скажет, что они мешают раскрыть творческий потенциал ребенка. Но не стоит видеть здесь только лишь работу по шаблону. Хотя этот навык также необходимо развивать. Трафареты приносят немалую пользу.

Для самых маленьких художников — это способ поверить в свои силы и полюбить рисование. Только что перед малышом лежал чистый лист бумаги и вот здесь уже появились котики, собачки, дома и машины. Если дорисовать фон и окружение этих элементов, то получиться картина. Это ли не развитие фантазии.

Задачи занятия:

– познакомить с нетрадиционной техникой рисования ватными дисками по трафарету;

– развитие мелкой моторики пальцев рук;

-закрепление навыков цветовой гаммы;

-развитие коммуникативных навыков; чувства единства,

– сплочённости группы, развития воображения;

-гармонизация взаимоотношений ребёнка и взрослого.

 

Материалы: гуашь зелёная, красная и синяя, листы белого картона, влажные салфетки, трафареты елочки,  ватные палочки, ватные диски.

                                      Ход занятия.

Воспитатель:- Дети, посмотрите, какая гостья к нам пришла.

( рассматривают ёлочку).

Какого цвета  ёлочка? Какая она? Потрогайте её пушистые веточки.

(Ответы детей).

Воспитатель: Дети, ведь скоро у нас наступит праздник – Новый год. И эта ёлочка будет украшать нашу группу, и радовать нас всех.

Мы с вами уже готовимся к этим праздникам: учим стихи, песни, танцы. А может мы сейчас  расскажем стихотворение про ёлочку.

Настя, расскажи своё стихотворение.

 Посмотрите нашу ёлку

                                           Как украшена она:

                                    Снег пушистый на иголках

                                         А вверху горит звезда.

Воспитатель: Молодец, Настя. А теперь мы послушаем Варвару.

                                     Хорошо у ёлки нашей

                             Праздник радостный встречать,

                                      Хорошо у ёлки нашей

                                    Веселиться и плясать.

Молодец, Варвара!

Воспитатель: Я вижу, Сева очень хочет рассказать.

                                   Ёлка, ёлка, ёлочка,

                                   Тонкая иголочка.        

                                 С огоньками разными

                                 Жёлтыми и красными.

- Молодцы, спасибо дети!

А теперь поставим нашу красавицу-ёлочку в удобное место.

(Поставили ёлку).

Воспитатель: Дети, а теперь подойдите к столикам. Посмотрите на столы.

Вы, уже, наверное, поняли, чем мы будем сейчас заниматься

Дети: будем рисовать.

Воспитатель: Правильно. Что у нас на столиках? (краски). Верно. Какого цвета краски? (Зелёные, красные, синие).

Воспитатель: Верно дети. Но у вас не хватает кисточек. Чем же мы будем

рисовать?

Дети: ватными дисками и палочками.

Воспитатель: Верно, дети! Сегодня мы снова обойдёмся без кисточек, и будем рисовать тампонами из ватных дисков и ватными палочками. А еще нам понадобится вот такой трафарет елочки. И перед тем как начать рисовать, мы поиграем нашими ручками и пальчиками.

Покажем и расскажем игру про весёлого гнома.

 

Жил да был весёлый гном

                           С круглыми ушами.

                          Он на сахарной горе-

                               Спал под воротами.

                         Вдруг откуда не возьмись

                              Великан явился,

                        Скушать гору он хотел,

                             Только подавился.

                        Ну а что весёлый гном?-

                            Так и спит глубоким сном.

 

Воспитатель: Молодцы ребята. А теперь присаживайтесь за столики.

Но перед тем как мы приступим к рисованию, я покажу вам, как надо наносить краску. Для начала, прикладываем трафарет елочки к листу белого картона. На ватный диск  набираем краску и лёгкими мазками наносим  на трафарет.

Ну а за тем, дети, я обещаю, что с вашими рисунками произойдут волшебные превращения.

Дети рисуют. Музыкальный фон. Воспитатель, если это необходимо, помогает детям.

Воспитатель: Нарисовали? Молодцы! А пока наши рисунки сохнут, мы отдохнём и поиграем в игру «Где, чей домик?».

                Воспитатель проводит игру.

                Воробей живёт под крышей

                В тёплой норке – домик мыши.

               Дом лягушки – на пруду,

               Домик пеночки в саду.

              Эй, цыплёнок, где твой дом?

              -Он у мамы под крылом!

Воспитатель: Поиграли, отдохнули, молодцы! А вот сейчас, ребята, как я вам уже обещала, с вашими рисунками будут происходить волшебные превращения.

Возьму рисунок  Маши и уберу с листа картона трафарет елочки.

– Посмотрите, что же получилось?

– Верно, получается ёлочка.

– А теперь давайте возьмем ватные палочки и нарисуем на елочке разноцветные игрушки. Это украсит нашу елочку.

– Посмотрите, дети, сколько красивых, нарядных открыток у нас получилось

-Ребята, в праздники принято дарить подарки. А так как приближается праздник Новый год, я предлагаю вам эти красивые открытки подарить маме и папе.

– Вам понравились ваши открытки?

– Замечательно.

 

Литература:

  1. Давыдова Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2. – М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2007.

Электронный ресурс:

  1. http://www.playroom.ru/content/view/2465/18/

 

 

 

Заключение

Изобразительная деятельность является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Она позволяет ребенку выразить в своих рисунках свое впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, изобразительная деятельность имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей.  Нетрадиционный подход к выполнению изображения дает толчок развитию детского интеллекта, подталкивает творческую активность ребенка, учит нестандартно мыслить.  Важное условие развития ребенка — оригинальное задание, сама формулировка которого становится стимулом к творчеству.

Детей очень привлекают   нетрадиционные материалы, чем разнообразнее художественные материалы, тем интереснее с ними работать. Поэтому ознакомление дошкольников с нетрадиционными техниками рисования позволяет не просто повысить интерес детей к изобразительной деятельности, но и способствует развитию творческого воображения.

В настоящее время ребята владеют многими нетрадиционными техниками: тычок  жёсткой полусухой кистью, рисование пальчиками, рисование ладошками, оттиски пробкой, смятой бумагой, поролоном, ватными дисками, ватными палочками. Дошкольникам очень нравится разнообразие техник. Детские работы стали более интересными и  разнообразными.

Комментарии закрыты

Навигация по записям